Концептуализация и моделирование в истории педагогики
На протяжении многих столетий принадлежность к социальной группе, воспитание детей и функционирование их строго по ее нормам было обеспечивающим самое физическое существование людей нормативом. Исключение из группы было очень тяжким наказанием как для взрослых, так и для малолетних членов группы .
Социологический подход к истории педагогики доминирует в 70-90-х гг. . Он связан с попытками современной социальной истории восстанавливать целостные картины прошлого. Работы Маргарет Арчер и Фрица Рингера раздвинули перспективу социологическим исследованиям. Социальная история образования претендует подчас на всеобщую интегративную роль по отношению ко всем отраслям историко-педагогического научного знания, на всеобщий охват истории педагогики в ее социально-историческом ракурсе. Она нередко вбирает в себя в качестве подразделов и историю педагогической мысли, и воспитательную практику, и педагогическую ментальность и т.д. История педагогики концептуализируется как история социальных формирований, выполняющих в обществе образовательную функцию или способствующих/препятствующих ее осуществлению. Эти формирования выступают как различные – по иерархии, интенсивности, роли – элементы общей сложной системы, как учреждения и организации общества по воспитанию им самого себя и своих членов. Социолог в истории образования, прежде всего, определяет то «игровое поле», на котором и в лабиринтах которого действуют учителя и учащиеся. Это и фундаментальные, базовые социально-экономические измерения человеческого образования, в которых и размещается история воспитания и обучения ; и сама организация образования на начальном, среднем и высшем уровне в различных формах и аспектах, разнообразных образовательно-воспитательных учреждениях, в соотношении школ разных уровней и внешкольных организаций, полов и т.д.; и организации учета и контроля за образовательным процессом и результатом – как государственная , так и общественная , как церковная, так и светская или комплексная . Как социальные силы рассматриваются педагогические идеи и идеалы . Рядом с историей формального образования в свете социологической поддержки утверждается история неформального, «внешкольного» образования.