Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Поскольку жизнь каждого человека представляется не только набором случайностей, а в ней можно проследить некоторые парадигмальные закономерности, свойственные для определенного уровня, статуса, группы и проч., поэтому при изучении биографии можно проследить вхождение индивида в ту или иную образовательную парадигму и одновременно процесс формирования с его помощью этой парадигмы. Парадигма направляет и организует идейные и практические системные связи индивида, определяет их силу, их включенность в общий научно-практический педагогический контекст. Парадигма предстает в «образовательной биографии» как система основных доминант внутреннего и внешнего мира человека. Подключение его биографии как единичного к определенной парадигме как общему – это то, что выводит «образовательную биографию» из ее узких специфических индивидуальных рамок на широкий социальный простор. Представление ученым истории личности и ее образования как истории типической личности и включения ее в социальную среду дает, таким образом, – через биографию – исследования типичных исторических форм воспитания и обучения членов социальных групп, т.е. определенных социальных типов того или иного общества, эпохи и т.д., научные реконструкции-портреты и индивидов, и исторически оригинальных типов, и социальных групп, и всего общества в целом. Следовательно, конструируется историческое развитие и содержание того или иного типа воспитания, входящего в общее педагогическое наследие той или иной цивилизации. Классическими примерами подобного подхода являются работы Н. Орма, М. Мотли и ряд других . Таким образом, личная биография выступает фактором развития традиции, ее инструментом по поддержанию себя в последующих поколениях, ее отражением, моделью и составной частью, одной из форм бытия педагогической традиции.
Парадигма в руках исследователя выступает как плодотворная и удобная логическая модель. «Парадигмация» им исторических биографий, т.е. выведение из них признаков тех или иных историко-педагогических парадигм, – это бытие на новом уровне, уровне органических целостных систем, старого типологического подхода, ищущего в героях прошлого адекватных воплощений наиболее распространенного в ту или иную эпоху типа личности, способа его формирования, деятельности, воспроизводства.