Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Если рассмотреть методологическую сетку истории педагогики по ее подразделам, то можно увидеть, что в последнее время движение в них связано с идеями и методами иных гуманитарных наук .
Значительное расширение предмета истории педагогики опосредованно вызывается изменениями в общеисторических подходах, во взглядах на суть и цель исторического исследования вообще.
Не менее существенно для формирования гносеологических подходов в концептуализации истории педагогики и любое изменение в понимании предмета педагогики. Наука «педагогика» все более превращается в комплекс «наук об образовании». Именно сейчас определяется та конфигурация этого комплекса, которая обеспечит его дальнейшее функционирование. И именно сейчас важно прояснение и изменение роли истории педагогики в этом процессе, т.е. определение ее взаимоотношений с новой философией образования, интенсивные поиски которой идут не только за рубежом, но и в нашей стране. Именно осознание новой философией образования всей сложности как педагогического, так и – шире – образовательного процесса приводит историю педагогики к пониманию недостаточности рассмотрения только педагогических идей и отражающей эти идеи практики. Она обращает внимание и на содержательный, но внетеоретический аспект массовой педагогической практики, т.е на выделение еще двух сфер исследования: педагогического сознания и педагогического обычая, которые вместе с поддерживающими их общественными институтами составляют стержень любой народной педагогической традиции.
Рассмотрение проблемы производства и воспроизводства человека в ее педагогическом аспекте связано и с религией. В западной историко-педагогической науке существуют многочисленные труды, в которых прослеживается педагогическая, образовательная составляющая той или иной конфессии на протяжении всего ее существования. Ищутся общерелигиозные основания европейским педагогическим системам. Хотя проблема соотношения «религия – педагогика» не утрачивает интереса для европейски ориентированных ученых, но центр тяжести исследовательского интереса по этой проблеме, по-видимому, постепенно переместился в изучение религиозных педагогических традиций нехристианских, экзотических для европейца, областей.