Концептуализация и моделирование в истории педагогики
Стоявшая с самого начала проблема метода и подхода к исследованию педагогического прошлого с особой остротой и научной рефлексией была осознана в период «классики» Именно открывающие своим творчеством этот период Ф. Ватсон, Г. Компейре, Дж. Адамсон, Э. Дюркгейм, У. Вудварл, М. Садлер и др выработали и определили историко-педагогический инструментарий в его основных чертах, соответствующих существу именно историко-педагогических исследований Проведенные ими изменения в подходах связаны с изменением рассматриваемых областей, их границ, проблематики, перечня привлекаемых точек зрения из иных областей науки и знания. При подчас традиционных подходах к истории образования как истории институтов и мыслителей центр тяжести был постепенно перемещен из психологического и философского рассмотрения наук об образовании в целом и истории образования в частности – в историческое и социологическое .
В начале века исторические исследования в области образования проникают в университетские круги. Тогда они более концентрировались в педагогических отделениях, чем в исторических, что таило в себе опасность изоляции и ослабления дисциплины. Сформировавшаяся в первой половине XX в традиционная история педагогики к 50-м годам дала свои основные классические труды как в исследовании наследия отдельных педагогов прошлого , так и в виде фундаментальных трудов, посвященных тем или иным эпохам , или в виде обобщающих сводных работ . Были разработаны разнообразные исследовательские методы и приемы, написан в Америке даже объемистый справочник-руководство по тому, как готовиться к проведению историко-педагогического исследования, как проводить его и как оформлять его результаты .
Однако кризис и критический пересмотр подходов был неизбежен. Он был связан с общей экспансией и распространением социальной и экономической истории, а также с бумом в общественных науках, с и скоростным развитием и резко подскочившим престижем.
«Новая история образования» началась с предъявления счет «старой», были выдвинуты три основных и три дополнительны «обвинения».