Педагогическое конструирование учебных
Проблемное обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы обучающихся, учебно-познавательную деятельность, направленную на решение эвристических заданий и задач.
Исследованию процесса организации обучения посредством задач посвящены труды многих отечественных ученых: Г. А. Балла, В. А. Крутецкого, Т. В. Кудрявцева, Ю. Н. Кулюткина, А. Н. Леонтьева, А. М. Матюшкина, В. А. Моляко, Я. А. Пономарева, А. Ф. Эсаулова, Л. М. Фридмана, В. А. Якунина и др.
Обучение, построенное на основе задачного подхода, стимулирует, как правило, учебно-исследовательскую деятельность студентов при условии, если применяются эвристические задания. Когда мы говорим об организации учебно-исследовательской деятельности студентов, то имеем в виду применение таких заданий, выполнение которых предполагает не простое запоминание и осознание информационного материала, а самостоятельное их выполнение. Об исследовательском характере учебно-познавательной деятельности говорят следующие ее особенности.
1. Учебная деятельность направлена на решение учебно-исследовательской проблемы, требующей проявления самостоятельности при анализе условий задачи и нахождении способов решения, привлечения знаний из разных разделов учебной программы.
2. Учебная деятельность осуществляется в логике исследования, т. е. предполагаются осуществление поисковых действий, постановка цели, разработка рабочей программы действий, контроль.
3. В ходе учебной деятельности могут иметь место исследовательские процедуры, использование методов исследования конкретной науки, а также общенаучные методы исследования.
4. Учебно-исследовательская деятельность предполагает формирование у студентов исследовательских умений, аналитических и эвристических способов познания, свойственных психологии творчества, перенос знаний из других наук, изобретательство, оригинальные способы решения задачи, самостоятельное видение проблемы.