Содержание и источники учебных проблемных ситуаций
Остановимся на вопросе о том, каковы дидактические условия построения проблемных ситуаций. Учебная проблемная ситуация может быть построена на основании:
анализа современной науки и практики;
программного содержания учебного материала и межпредметных связей;
профессиональных функций;
сферы профессиональной деятельности;
операционного состава профессиональных действий.
Проектирование проблемы связана с анализом уровня подготовленности учащихся к усвоению новой информации и с целями профессиональной подготовки специалиста. Имеется в виду сформированность знаний обучающихся, состав знаний и их структура, а также операционная готовность к восприятию логики изложения учебного материала и к осуществлению активных способов его усвоения.
Таким образом, имеется ряд исходных составляющих, на основе которых формируются дидактические предпосылки для выдвижения проблемы и построения проблемной ситуации: цель, наука, практика, дидактические средства, учебный материал, индивидуальные особенности учеников, профессиограмма специалиста, социальные условия, психологические факторы. Совершенно очевидно, что названные условия определяют направления, согласно которым может быть выстроена учебная проблемная ситуация и которые находятся между собой в тесной связи. Конструирование проблемной ситуации представляет собой синтез решения частных педагогических задач, характеризующих названные параметры. В пределах каждого из них и в совокупности могут быть построены разные типы проблемных ситуаций.
Рассмотрим поочередно имеющиеся у преподавателя источники для построения учебной проблемы: научные, практические, дидактические, психологические, а также способы конструирования учебных проблем в связи с ними.