О методологических проблемах дидактики
В современной дидактике признание и развитие получила идея активного воздействия на обучающегося путем деятельностного включения его в учебный процесс. Вместе с тем решение задачи оптимизации дидактических условий в целях формирования комплекса личностных качеств и тем более единой совокупности свойств личности, целостности личности прослеживаются преимущественно только на методологическом уровне. При проектировании исследования и анализе его результатов внимание ученых чаще сосредоточивается на выяснении активизирующего эффекта того или иного конкретного дидактического фактора, способствующего развитию отдельных компонентов личности. В экспериментальных работах в силу чрезвычайной сложности объекта исследования наблюдается та же тенденция — конструирование конкретных дидактических приемов или их циклов. При этом просматривается и анализируется их влияние на развитие отдельных качеств личности, а не на ее целостное, структурное единство. При такой методологической установке в конкретных дидактических исследованиях не учитываются интегративные процессы, свойственные формированию и развитию личности. Между тем процессы интеграции во многом усложняют и расширяют возможности дидактического влияния на развитие личности. В этой связи возникает проблема обеспечения необходимых условий для гармонического развития целостной личности.
При рассмотрении этой проблемы особое значение имеет обоснованный С.Л. Рубинштейном принцип структурного анализа личности, получивший развитие во многих исследованиях по теории личности и прежде всего в трудах А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, Н.Н. Непомнящей и других.
Дидактическая стратегия обучения должна опираться на теоретическую трактовку целостности личности и должна быть направлена на ее формирование не только на основе множественности индивидуальных характеристик психической жизни, но и на основе интегративности ее структуры, а также взаимосвязи личности с формирующими ее факторами внешней среды, в частности процессом обучения. Нельзя определять дидактические воздействия, положительно влияющие на развитие личности, не зная природы интегративных процессов, закрепляющих жизненный опыт, биологические и индивидуально-психические особенности личности, направленность личности и ее возможности.