Организация уроков переменной части блока
Развивающее дифференцированное обучение. В этом модуле блока уроков мы намерены реализовать отслеживание схемы развития для каждого ученика. Процесс будет осуществляться через активное использование групповой работы, на основе всех тех постулатов, которые были ранее сформулированы. Напомним, что мы должны обеспечить каждому ученику возможность достичь соответствующего уровня планируемых результатов обучения. При этом отмечалось, что никакими существенными требованиями не обусловлена необходимость деления на группы всего класса. Из этих соображений уже видно, что уроки линейной структуры непригодны для развивающего дифференцированного обучения. Урок нелинейной структуры — практикум – также оказывается недостаточно мобильным. Похожа на нужную форму модель обучения, предлагаемая Е. Капустиной – однако для многоуровневого обучения и она оказывается недостаточно гибкой и богатой, нуждается в доводке. Для интегральной технологии была создана специально новая форма урока — семинар-практикум. Рассмотрим его подробнее.
Охарактеризовать эту форму урока можно следующим образом. Часть учащихся класса на уроке объединятся в группы и каждая группа получает задание на определённое ограниченное время. По истечении этого времени группа отчитывается о своей работе в той или иной форме. Среди этих форм могут быть отчет группы учителю, заранее назначенному ученику-контролеру, другой группе; каждый участник группы может отчитываться своему контролёру. Но наиболее эффективным вариантом является «публичная защита»: одни представитель группы, назначенный учителем, выходит к доске, рассказывает классу о задаче и в том, как группа ее решала. Он отвечает на вопросы. Обсуждаются другие возможные подходы или упущенные решения. Иногда одну и ту же задачу решают в разных концах класса две группы — они называются конкурентными — и в таком случае при защите одной группы другая становится оппонирующей, если поставленная им задача допускала варианты. Группы по истечении времени могут поменяться задачами, а затем, по истечении и этого времени, обсудить обе задачи. Вариантов может быть много — семинар-практикум является гибкой и мобильной формой урока, позволяющей достигать самых разнообразных педагогических и дидактических целей. Главная забота учителя — организовать неформальную защиту, чтобы задаваемые вопросы были значимы и интересны. После коллективной оценки работы группы все ее участники получают одинаковые баллы, что включает механизм групповой ответственности.