Технология построения проблемной лекции
Проблемное обучение связано с построением специальной структуры учебной информации. На конкретных фрагментах монологического текста можно проследить все звенья деятельности преподавателя по структурированию учебного текста, направленной на создание проблемных ситуаций. Чтобы фрагмент текста был иллюстрацией проблемного построения лекции, возникает необходимость как бы спрессовать информацию, сблизить этапы познавательного акта. В этом смысле предлагаемый нами пример является «искусственным» образцом лекции. В отличие от приводимого нами текста в лекции имеют место более пространные рассуждения, позволяющие значительно медленнее развивать мысль, идею, сделать мысль более доказательной, постепенно развернуть решение проблемы.
Рассмотрим, как строится проблемное изложение лекции. С этой целью приводим анализ текста статьи Б. М. Теплова «Ум полководца», в которой обсуждается вопрос о типологических и индивидуальных особенностях мышления:
«Деятельность полководца предъявляет исключительно высокие требования к уму. Совершенно прав был Клаузевиц, когда писал: "На высшем посту главнокомандующего умственная деятельность принадлежала к числу наиболее трудных, какие только выпадают на долю человеческого ума".
В то же время ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума, в котором с чрезвычайной яркостью выступает своеобразие черт последнего. Изучение умственной работы полководца представляет поэтому не только практический интерес, но и большое значение с точки зрения психологии мышления».
В начале текста дается утверждение о том, что полководец должен обладать выдающимися умственными способностями. Затем вводится новая информация, состоящая в том, что в данном случае имеется в виду «практический ум», обладающий рядом своеобразных черт. Эта дополнительная информация как бы вступает в некоторое противоречие с выданной ранее. Возникает вопрос: что представляет собой эта комплексная характеристика, какие компоненты включены в нее, каковы критерии? Ставится задача — изучить это явление.
Чтобы увидеть, как автор уточняет постановку задачи, вводится гипотеза, обнаруживаются скрытые при первом обсуждении компоненты этого сложного комплекса качеств полководца. Можно продолжить цитату из статьи Б. М. Теплова: