Контроль и оценка эффективности учебного процесса
Важным и ответственным при проектировании и конструировании] профессионально-ориентированной технологии обучения является этап! оценки и контроля результатов обучения, его коррекции. Даже при наличии в составе технологии оптимальных (с точки зрения решаемых педагогических задач) методов и организационных форм обучения, самых современных средств представления информации, невозможно сделать учебный процесс управляемым и целенаправленным, если не налажена система контроля за его ходом, своевременная проверка и оценка знаний, навыков и умений обучающихся, отсутствует обратная связь.
Эффективность применения технологии обучения характеризуется относительным изменением результатов обучения за определенный промежуток времени. Она как величина выявляется в итоге обобщения и сравнения одних статистических данных с другими и выражается как явное рассогласование между имеющимися и вновь полученными результатами в педагогической практике. Положительный показатель эффективности предполагает установление наиболее целесообразного способа взаимодействия обучающихся и преподавателя, при котором результирующая характеристика учебного процесса достигает наивысшего показателя или находится в оптимальном интервале изменения своих значений. Эта характеристика отражает наиболее существенные стороны обучения и представляет собой показатель высшего порядка обобщения. Она может включать различные переменные: объем и качество учебного материала, время его изучения, результаты усвоения знаний, степень сформированности умений, навыков и т.п.
Таким образом, эффективность учебного процесса, как правило, характеризуется приращением результатов за контрольный промежуток времени. При этом качество обучения определяется уровнем достижения этих результатов по отношению к существующим нормам (требования ГОС ВО). С точки зрения результативности эффективность обучения понятие оценочное, т.е. при определении дается оценка его эффективности, под которой подразумеваются конкретные результаты взаимодействия преподавателя и обучающихся. Если эффект — это результат последнего, то эффективность — мера его приближения к заданным при проектировании технологий обучения дидактическим целям.