О технологической культуре педагога
В настоящее время повышение технологической культуры учителей и преподавателей вузов является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать адекватные изменения в условиях быстро развивающегося общества, когда время диктует все новые и новые требования.
Сегодня в педагогической науке наблюдается рефлексивный период развития, постепенно переходящий в активный созидательный процесс. Оживление педагогической мысли основано на принципиально новой ориентации: прекращении проектирования единообразного содержания личности и наделения ее уравнительными характеристиками, на отказе от наполнения методики обучения такой системой знаний и способами управления учебным процессом, при которых слабо виден путь к развитию индивидуальной культуры.
Педагогическая наука призвана воспроизводить и развивать культуру на основе единства материального и духовного. Педагогическая трансформация культуры реализуется путем сочетания ее методологической и технологической инфраструктур, интеллектуальной и прагматической сторон обучения, путем воспитания у студентов гражданственности и стремления овладеть профессией учителя.
Сегодня справедливо говорят о кризисе педагогической культуры. К этому выводу приводит анализ современного состояния высшего педагогического образования. Чтобы получить новое качество профессиональной подготовки учителя, необходимо отойти от многих стереотипов, фиксированных в образовательной практике, и разобраться в сущности наступившего кризиса. Основная причина, вызывающая неудовлетворенность педагогической практикой, заключается в разрыве между традиционным педагогическим образованием и социальным заказом на качество подготовки специалистов. Философия гуманистического образования в условиях развивающейся демократии направлена на активизацию педагогического канала трансляции культуры, приобщение к культурным и нравственным ценностям общества.