Система технологий обучения
Цели могут быть рассмотрены как единство задач образования, развития и воспитания. В профессиональной подготовке учителя цели приобретают конкретное содержание: формирование профессиональной эрудиции, развитие творческого профессионального мышления, профессиональной направленности личности.
Технологии обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной деятельности. Многообразие технологий обучения может быть описано на основе различных критериев. Например, с позиции стиля и стратегии обучения. В этом случае образуются технологии: информационные, задачные, тренинговые по отработке мыслительных и практических приемов деятельности и др.
Основанием для классификации технологий обучения может служить уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении крайними видами будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Между ними возможно выделить сколько угодно переходов и соответствующих технологий — от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики.
Дидактическое выведение технологий может быть произведено на основании структуры деятельности. Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и профессиональной деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение:
видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;
технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию;
технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи;