Технологии, основанные на активизации деятельности обучающихся
Технологии активного обучения существенно меняют и роль педагога , и роль обучающегося . Любая технология призвана активизировать и интенсифицировать деятельность учащихся, но в ТАО эта идея является главенствующей. К таким технологиям можно отнести:
• имитационные технологии;
• не имитационные технологии;
Технологии ТАО можно представить в виде следующей классификации .
В основу классификации автором были положены два признака: наличие модели и наличие ролей .
По признаку воссоздания контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении все технологии активного обучения делят на не имитационные и имитационные.
Не имитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения использования особым образом организационной процедуры ведения занятия, применения технических средств организационной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и слушателей.
К не имитационным формам и методам авторы относят проблемную лекцию, семинар-дискуссию с "мозговой атакой" или без нее, выездное практическое занятие, программированное обучение, курсовую, дипломную работу, стажировку без выполнения должностной роли. Очевидно, что перечисленные технологии обучения создают возможности не только передавать определенную информацию обучаемым, но и создавать предпосылки для развития некоторых как общих, так и профессиональных навыков и умений. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Построение моделей и организация работы слушателей с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды профессионального контекста и формировать профессиональный опыт в условиях квазипрофессиональной деятельности.