Информационные технологии обучения в высшей школе
Впервые термин «информационные технологии» был введен академиком В.М. Глушко. К ним он относит процессы, связанные с переработкой информации. С этих позиций Д.Ш. Матрос подчеркивает, что любая методика или технология обучения является информационной технологией. Такой вывод он делает исходя из того, что обучение всегда является передачей информации от преподавателя к обучающемуся, от обучающегося к обучающемуся и т.д. Более того, главным для педагога является поиск путей переработки и передачи информации, которая была бы наилучшим образом усвоена студентами. Соглашаясь с этим, необходимо указать, что введение термина «информационные технологии обучения» в современную педагогику все же связывается с появлением и широким использованием в образовании компьютерной и другой информационной техники (средства связи, телекоммуникационные локальные и распределенные сети и т.п.). Отсюда следует вывод, что основным критерием, по которому сегодня можно отнести ту или иную технологию обучения к информационным, является совокупность используемых преподавателем дидактических средств.
Информационный поиск в научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б.С. Гершунского, О.А. Козлова, Д.Ш. Матроса, О.П. Околелова, И.В. Роберт, Ю.М. Цевенкова, В.Ф. Шолоховича и др.), показал, что однозначного толкования понятия «информационная технология обучения» (computerized teaching technology) до сих пор так и не выработано. В различных источниках наряду с этими понятием можно встретить такие одно порядковые синонимические выражения, как «новые информационные технологии» (НИТ), «технологии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии» и т.д. Кстати, прилагательное «новые» применяется в педагогических источниках достаточно часто, В данном контексте речь идет о новаторском акте, который кардинально изменяет содержание различных видов деятельности, в том числе и педагогической.
Оснащение вузов новыми аппаратными и программными средствами, наращивающими возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятием «информационные технологии», которые характеризуются средой, где они осуществляются, и компонентами, которые она содержит: техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач); программная среда (набор программных средств); предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания); технологическая (методическая) среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).