Формы организации технологической подготовки педагога
Во всякой системе обучения прослеживается тенденция применения различных технологий. Речь может идти о том, какие технологии преобладают: информационные, объяснительно-иллюстративные или проблемные, личностно-ориентированные. Вопрос этот далеко не всегда решается в пользу технологий, связанных с организацией творческого процесса познания, которому свойственны эвристические приемы поиска решения с логическим обоснованием сделанного выбора и произведенных действий, правильности умозаключения.
Изучая закономерности монологических способов изложения учебной информации, можно заметить, что существует некая упорядоченность в выборе и построении технологии. Выбор информационной технологии основан на целях обучения и развития, подготовленности учащихся к восприятию нового учебного материала, а также на анализе психолого-педагогических условий . Кроме того, технология определяется в связи с предметом изучения, спецификой науки.
В системе гуманитарных наук в вузе и в старших классах школы в значительной степени преобладают информационные технологии с дедуктивной организацией информации, когда сообщается большой объем сведений. Способов проблемного обучения значительно меньше, так как для этих технологий потребуется много времени. Необходимость передать слушателям большой объем научной информации вынуждает педагогов избирать более экономичные технологии.
В системе естественного образования преобладают объяснительно-иллюстративные технологии обучения, требующие включения наглядности, демонстрации натуральных объектов и их аналогов, графической наглядности, перевода в знаковую систему, показа образцов решения задач, логической интерпретации выводов и рассуждения. Та же картина и в школе. Проблемные технологии здесь могут быть использованы в свете задачного построения объяснения и в ходе их решения. Однако это не означает, что в гуманитарном обучении не должно присутствовать проблемное обучение. Дело в том, что в методиках преподавания этих дисциплин слабо разработан аппарат проблемного построения информационного сообщения, часто вовсе отсутствует система задач теоретического плана, которые можно было бы перевести в русло эвристических приемов решения.
Дидактическая теория имеет психологический базис, опирается на психологические закономерности и педагогические принципы управления учебной деятельностью. В этом смысле область, которую изучает дидактика, следует назвать психолого-дидактической, а науку — психодидактикой. Дидактическая теория формирует принципы построения технологий обучения.