Педагогическая концепция проблемного обучения

Гуманистическая педагогика предполагает развитие образования путем предоставления учащимся возможностей для открытия смысла и значения изучаемой реальности. В вузовской системе подготовки учителя этот процесс связан с организацией творческой деятельности обучающихся посредством погружения их в активно развивающийся процесс познания, интегрирующий учебную и профессиональную направленность. Процесс обучения превращается в совокупность учебно-проблемных ситуаций, которые задаются педагогом и развиваются по мере того, как субъект приобщается к достижению цели, формируется личностный смысл его деятельности. В процессе проблемного обучения роль самостоятельности обучающихся неизмеримо возрастает в сравнении с репродуктивными формами обучения, происходят положительные изменения в способах получения и оценки психолого-педагогического знания, в ориентации учебного процесса, а также в целенаправленности и мотивированности аспекта деятельности. Все эти явления определяют качество достигаемых результатов. Цель учебной деятельности приобретает специфику образа желаемого и оптимального результата всей деятельности. Учебный процесс рассматривается обучающимися со стороны условий, способствующих решению поставленных задач, приобщения к социально-культурным и профессиональным ценностям. Задачное построение процесса обучения опирается на психологические механизмы преодоления субъективных затруднений и удовлетворение требований, поставленных в задаче, путем решения задачи.

Проблемное обучение получило свое название в связи с тем, что его моделирование направлено на создание инновационной познавательной среды. Постоянное обновление учебной среды, ин-формационного и процессуального состава действий влечет за собой повышение уровня притязания обучающихся в достижении целей и, следовательно, воспитание субъективной позиции человека, развитие его стремления понять, объяснить, интерпретировать явления или события, предоставленные ему для анализа, решить задачу-проблему, снять имеющуюся в задаче неопределенность, устранить препятствие, создающее психологический барьер для осуществления познавательного процесса.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  Следующая > В конец >>