Разновидности семинарских занятий в высшей школе
В последнее время в печати появляются тревожные сигналы о том, что семинары утратили былую активность. Как преодолеть этот недостаток? Путь один: надо возрождать дискуссии на семинарах, т.е. в организацию и проведение семинарских занятий вводить элементы проблемности, основанные на вскрытии и разрешении различных противоречий, использовать нетрадиционные фирмы организации и проведения учебных занятий. Исходя из сказанного целесообразно более подробно раскрыть сущность и особенности организации различных видов семинарских занятий, нашедших широкое применение в высших учебных заведениях России.
Семинар с элементами проблемности.
В семинарах, построенных с учетом принципа проблемности, работа обучающихся, направляемая преподавателем с помощью специально подобранных проблемных ситуации, побуждает самостоятельно рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы.
Структурными элементами проблемного семинара становятся учебная проблема, проблемная ситуация, проблемный вопрос. Выделяя узловые вопросы темы семинара, преподаватель последовательно объединяет их так, чтобы активизировать внимание аудитории, обеспечить совместный поиск решения.
Проблемность вопросов, рассматриваемых на семинаре, может быть обеспечена игровым началом семинара, в основе которого используется реальная ситуация, жизненно важная для будущей деятельности специалиста. Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию не просто.
Проблемные вопросы, используемые в этих случаях, могут быть двух видов. Первый ориентирует обучающихся на уяснение методологических выводов, следующих из содержания рассматриваемой на семинаре темы, а также на осмысление исторического опыта. Постановка и решение такого рода проблемных «опросов и задач зачастую дает начало учебно-исследовательской работе студентов. Второй вид проблемных вопросов связан с выработкой улучшающихся умений и навыков самостоятельного применения теоретических сведений в качестве методологических принципов для анализа событий и явлений. Этот вид вопросов и задач уже знаменует переход к научно-исследовательской деятельности. В результате появляются доклады, рефераты, исследовательские работы.