Профессиональные творческие познавательные задачи
Основным источником проблемного обучения являются задачи, проблемы. Решение их требует эвристического поиска и логических приемов. Как правило, это не стандартные задачи. Уровень проблемности может быть разным. Решение задач выполняется либо педагогом в процессе изложения учебного материала, либо самостоятельно учащимися. В ходе решения снимаются противоречия, заложенные в задаче, выполняющие роль стимула. В проблемном изложении учебной информации учитель ставит проблему, поиск путей решения осуществляется тем же педагогом с участием учащихся, перед которыми последовательно развертывается ход решения проблемы, формулируются гипотезы, развивается логика исследования проблемы, осуществляется проверка каждой выдвинутой гипотезы.
Наиболее распространенным способом организации проблемного обучения является применение учебных задач. Метод решения может быть подсказан педагогом, но главное состоит в самостоятельном поиске учащимися способа решения. Проблемность задачи возрастает, если не дается метод или направление решения задачи. Учащиеся должны будут абсолютно самостоятельно выдвигать гипотезы и анализировать последствия их применения в качестве методов решения задачи.
Использование проблемных задач в обучении преследует цель систематизации знаний, обучения исследовательским приемам, стимулирования эвристических поисков, формирования логических способов познания, а также развития гибкости мышления, генерализации действий, воспитания инициативы, приобщения к творчеству. Проблемные задачи позволяют обратить внимание учащихся на изучение связей и отношений, развивают наблюдательность, вырабатывают привычку выявлять причинно-следственные связи, понимать и изучать закономерности явлений.
Проблемное обучение предполагает высокий интеллектуальный потенциал педагога. Чтобы осуществлять проблемное обучение, необходимо:
знать и понимать методы управления развитием продуктивного мышления;
систематизировать учебную информацию и свободно оперировать ею;