Технология проблемного обучения как источник образовательно-культурной среды
Технология инновационного типа предполагает специальное целеполагание в образовании, реализацию когнитивной таксономии целей, осуществление ценностных характеристик образования. Образовательно-культурная среда складывается на основе философии образования, методологического, содержательного и технологического решения проблем «образование и личность», «образование и культура», «образование и общество». Гносеологические основы образования строятся с опорой на теории развития личности, цели профессиональной подготовки, различные дидактические конструкты, возрастные особенности обучения и подготовленность учащихся. Технологии обучения реализуют образовательные цели в предметно-информационном, интегративном и деятельностном аспектах. Реализация образования базируется на личностно-ориентированных технологиях обучения и рефлексивном управлении учебным процессом.
Проблема технологического содержания современного педагогического процесса всегда была в поле зрения вузовского образования. Однако долгое время в практике и теории наблюдалось отчуждение этой задачи от культурологических задач образования. Аспект «культура и образование» заменялся аспектом «общество и образование», человек рассматривался исключительно в сфере совокупности социальных отношений, при этом упускались понимание личности как субъекта культуры, ее роль в развитии общества и культуры. Между тем социальная позиция человека, отрешенного от культурного наследия и собственных функций в развитии культуры, может привести к потере рефлексии и гуманистической ориентации.
В современных условиях развития общества педагогическая технология образования существенным образом определяет его культурологические функции, трансформирует содержание образования и обусловливает динамику его развития, тем самым задает движение субъекта познавательной деятельности, преобразует его интеллектуальную активность в личностную культуру. Направление этого эволюционного процесса составляет программу формирования образовательной культуры обучающихся, которая интегрирует общеобразовательные блоки и педагогический инструментарий, переводящий учебную информацию в познавательные действия.