Подготовка студентов к работе со схемно-знаковыми моделями
Как полноправный участник субъектно-субъектных отношений, студент должен владеть знаниями о законах функционирования мышления человека, об организации мыслительной деятельности, в том числе своей собственной. Как верно подметил Р. Грегори в своей книге «Разумный глаз», «чтобы правильно видеть вещи, необходимо обучение», поскольку «… видеть вещи и явления можно лишь в ходе процесса, аналогичного решению задач». Игнорирование этого условия часто снижает эффективность любой технологии.
Технология визуализации учебного материала требует от студентов, во-первых, владения обще учебными умениями выделять основные понятия темы, вокруг которых следует выстраивать остальную информацию, а во-вторых, развития наглядно-образного мышления и творческого воображения. Творчески работающий педагог, несомненно, найдет немало приемов, позволяющих включить студентов в активную совместную деятельность по выделению понятий темы и перевода учебной информации на язык визуализации. Приоритетными здесь являются методы работы с информационными источниками. Можно предложить такой метод познавательной деятельности студентов, как осуществление вне контекстных мыслительных операций с основными смысл образующими терминами и базовыми понятиями учебной дисциплины. Вместо традиционного сюжетно-пересказанного освоения материала студенты осуществляют определенные когнитивные операции с понятиями, извлеченными из текста. Разновидностями вне контекстных операций можно считать: узнавание и воспроизведение понятия, его определение , раскрытие его содержания , установление меж понятийных связей с выше, ниже, рядом стоящими понятиями , практическая интерпретация понятия .
Остановимся подробнее еще на одном приеме работы с текстом, который носит название «преобразование фразы». В основе приема лежит запись смысла, а не запись текста. Л.Ф. Штернберг называет этот прием «фраза наизнанку» и описывает такой пример. Как-то один лектор, демонстрируя аудитории некоторые особенности человеческой памяти, попросил в начале лекции запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан», а в конце лекции попросил воспроизвести ее. Слушатели написали: «Позавчера здесь сел самолет». От исходной фразы в памяти у них остались не слова, а образ, который и был описан наиболее естественными для современного человека словами . Суть данного приема заключается в следующем: найти фразу, эквивалентную данной, но более короткую. Далее возможно несколько направлений поиска.
1. Подобрать более короткие синонимы для составляющих фразу слов. Например, в приведенной фразе слово «приземлился» и слово «сел» - синонимы применительно к самолету .