Развитие образования в Польше
Благодаря индустриализации различия в уровне развития различных регионов Польши стирались, что привело к более равномерному распределению рабочей силы. Кроме того, индустриализация и урбанизация привели к увеличению горизонтальной социальной мобильности. Возрос жизненный уровень сельского населения, значительно увеличился ускорившийся поток информации, повысился культурный уровень рабочего класса и появились равные образовательные возможности для всех слоев населения.
До 1948 г. в Польше фактически, сохранялась школьная система, установленная законом 1932 г. В течение 1944-1948 гг., однако, произошли существенные отступления от этой системы. Прежде всего изменилась идеологическая ориентация школы. Школьная система была отделена от церкви и демократизирована ввиду увеличивающегося поступления на учебу молодежи как рабочего, так и крестьянского происхождения. В первой половине 1948 г. структурная реформа системы образования осуществлялась в соответствии с последовательно реализуемой образовательной политикой социалистического государства. Структура двухуровневой средней школы была упразднена путем закрытия гимназий; два нижних класса были слиты с начальной школой и два старших класса - с бывшими лицеями. В результате была учреждена двухуровневая одиннадцатилетняя общая структура образования. Первый уровень включал семилетнюю начальную школу, а второй уровень -четырехлетнюю общую среднюю школу. Главная цель этой реформы состояла в том, чтобы изменить образование в стране в соответствии с потребностями социалистического общества. Поэтому новая структура образования была разработана так, чтобы наиболее эффективно решать задачи создания равных образовательных возможностей. Эта тенденция нашла практическое выражение в новых программах по всем предметам, введенных в 1949 г.
Следующая структурная школьная реформа произошла в 1961 г. На основании Закона, принятого парламентом, четырехлетние средние школы-лицеи были предназначены для общего и политехнического образования, а также для желающих поступать в высшие учебные заведения. Закончившие эту школу получали аттестат зрелости, дававший право на получение высшего образования.