Развитие образования в Польше
Политика русификации в оккупированных польских землях встречала устойчивое сопротивление со стороны поляков. Борьба за польскую школьную систему проводилась различными способами с использованием как разрешенных, так и тайных (подпольных) форм образовательной работы. Наряду с парламентскими действиями, использовались более радикальные способы, вплоть до забастовок.
В российской зоне главным оплотом польского духа был, прежде всего родительский дом, в основном, среди высших сословий, потому что необразованный крестьянин имел довольно неопределенное чувство относительно национальной идентичности. Семья была хранительницей национальных традиций. Польскому языку дети обучались частным образом. Особую роль в сохранении традиций играли женщины, особенно матери, постоянно поддерживающие национальный дух. Так, например, после январского восстания они носили черную одежду и украшения, отражающие национальные символы.
Частные школы, особенно средние, также играли важную роль. Например, в школах для девушек был обязательным точно такой же учебный план, как и в государственных школах, но в то же самое время там была возможность для преподавания запрещенных предметов: польского языка, литературы и истории. Более того, эти школы отличались совершенно другой образовательной атмосферой, далекой от полицейской системы и морального преследования молодежи. Вскоре количество школ увеличилось с 384 в 1903 г. до 1074 (среди них были 247 грамматических школ) в 1913 г.
Наряду с системой частного образования, существовали нелегальные, подпольные школы, включающие все ступени обучения: от начальных школ до университетов. Примером подпольного образования высшего уровня был так называемый Летучий университет в Варшаве (1886-1905), в котором многие представители польской науки читали свои лекции. В 1906 г. Университет был преобразован в легальное Общество естественнонаучных дисциплин. Несмотря на то, что нелегальная преподавательская деятельность подвергалась серьезному наказанию, ее быстрое развитие потребовало создания соответствующей организационной структуры.