Развитие образования в Польше
В аннексированной пруссаками части польской территории центром польской педагогической мысли был город Познань, где развивали свою деятельность Естковский (1820-1856), Либельт (1807-1875), Трен-товский (1808-1896). Лидирующую роль среди них, безусловно, занимал Трентовский, труды которого базировались на идеях западной философии и педагогики и были большим достижением польской педагогики в течение многих лет.
Более интенсивное развитие педагогической мысли наблюдалось на территории российской зоны. Несмотря на различные ограничения, активные политики Королевства Польского были неплохо' знакомы с достижениями западной педагогической мысли. Накануне первой мировой войны в Польше появились переводы трудов Гербарта, Спенсера, Дьюи, Монтессори и Э.Кей. Фактором, стимулирующим развитие педагогической мысли были позитивистские идеи. Позитивистские взгляды оживили развитие педагогических наук. Главный центр педагогических исследований был в Варшаве, где Я.В. Давид, А.Шицувна, С.Карпович проводили свои исследования и занятия. Самым выдающимся был Давид (1859-1914), последователь Вундта и Эббинхауза, - он проводил исследования различных аспектов детской индивидуальности. Его труд «Интеллект, воля и работоспособность» (Варшава, 1911) входит в разряд наиболее выдающихся достижений польской психологической и педагогической литературы последних лет перед первой мировой войной. Его работа была продолжена А.Шицувной, которая представляла польских педагогов на международных конгрессах.
Развитие психологических и педагогических исследований, хотя и в меньших масштабах, можно наблюдать и на территории Галиции. Здесь, развивалось немецкое направление педагогики гербартизм, который стал официальной педагогической теорией. Галиция была также известным центром историко-педагогических исследований. Ее самым выдающимся представителем был А.Карбовяк. В отличие от педагогики стран Западной Европы польская педагогическая мысль имела национальную окраску. Вопрос о сущности национального образования обсуждался на двух педагогических конгрессах, которые состоялись во Львове в 1894 и 1909 гг. Польский педагог С.Прус-Щепановский (1846-1900) в своих научных работах «Мысли о национальном образовании» и «О польских традициях в образовании» подчеркивал необходимость образования, основанного на традициях польской педагогической культуры.