Развитие образования в Польше
Задачей государственной системы образования стал переход от индивидуально ориентированного к коллективно ориентированному обучению. Социалистическим идеалом был коллективизм; хороший, красивый, честный - это были черты, характеризующие не только коллектив в целом, но и личность, воспитанную в коллективе. На этом фоне коллективистскими идеалами измерялась и оценивалась теория и практика образования.
Послевоенная политическая ситуация требовала не только идеологической переориентации образования, но и погружения в новый стиль патриотического образования. Одной из основных целей образования было укрепление культурной интеграции польского населения. Значительная часть после войны была переселена с восточных территорий на западные и, таким образом произошло изменение социальной окружающей среды. Поэтому деятели реформы настаивали, чтобы государственное образование стало важной частью этого процесса консолидации польского общества.
Одной из наиболее важных задач, поставленных перед образованием было открытие доступа сельским жителям и рабочим к культурной жизни страны. Возникла необходимость разработки образовательной системы доступной для всех слоев польского народа, устранения барьеров, мешающих как детям сельских жителей, так и рабочих получить среднее и высшее образование. Идея обеспечения средним образованием всего населения лежала в основе образовательных реформ. Однако эта идея во многом осталась благим намерением. В 1960—1970 гг. и особенно в 80-е годы произошли многочисленные социополитические и экономические изменения как внутри страны, так и на международной арене. Они оказали влияние на польскую образовательную систему. Кризисы в стране, вылившиеся в политическую неустойчивость, идеологические трудности, экономический застой стали препятствиями в распространении среднего и особенно высшего образования.
Однако в период строительства социализма в Польше экономическое развитие привело к революционным изменениям в социальной структуре страны.