Развитие образования в Польше
После завершения обучения в Краковском университете, он отправился в Болонью и в Падую, где получил основательное образование в области астрономии, права, медицины. Позже целью странствий молодых поляков стало обучение в университетах Франции, Нидерландов, Германии и Швейцарии. Историки того времени подсчитали, что в XVI столетии около 4 000 молодых поляков учились в итальянских университетах, и около 2 000 - в университетах Германии. Многие из них получили академические степени в научных центрах Польши и за границей.
Изобретение книгопечатания способствовало широкому внедрению гуманистических идей. Первые издательства, возникли на рубеже XV-XVI вв. Книги издавались как на латинском, так и на польском языках. Так, например, первый перевод Нового Завета на польский язык появился в 1556 г., а вся Библия была переведена в 1561 г.
Польская образовательная мысль сформировалась как под влиянием европейской педагогической мысли, так и в силу собственных образовательных потребностей. Первыми были изданы работы зарубежных авторов, например работы Эразма Роттердамского, Хуан Луиса Вивеса. В 1551 г., была опубликована фундаментальная работа: «О совершенствовании Содружества наций» Анджея Моджевского-Фрыча. Ее автором был выпускник Краковского университета, человек, занимавшийся политической деятельностью. Один том из пяти он посвятил школам. Соглашаясь с аргументами Аристотеля, он утверждал, что хорошо организованная школа является условием для процветания преподавателей и успешного развития государства. Польская педагогическая литература эпохи Ренессанса освещала как общие проблемы (например, факторы, обусловливающие развитие ребенка), так и проблемы, связанные с развитием польского образования. Авторы педагогических работ писали, что совершенствование социальных отношений зависит от хорошо функционирующей системы образования, основанной на гуманистической педагогике. С другой стороны, в этих работах можно найти предвидения проблем в образовании, которые возникнут в XVIII в., например, проблемы, связанные с национальным и светским, частным и государственным образованием.