Развитие образования в Польше

В то время главным архитектором образовательной политики был Отто Бисмарк, который постоянно приводил доводы в пользу германизации образования на всех его уровнях. Особым репрессиям подвергался простой народ, обучение которого было превращено в основной инструмент денационализации. Ликвидировались частные школы, ограничивалась деятельность культурно-образовательных организаций, а преподаватели, которые не желали подчиняться обязательным требованиям, увольнялись. Многим заслуженным ученым пришлось эмигрировать за границу в поисках свободы исследовательской деятельности. В связи с тем, что в прусской зоне Польши не было университета, поляки проходили обучение в Германии (чаще всего в Вроцлаве или в Берлине) или в других европейских странах. Следует напомнить, что в первой половине XIX в. немецкие университеты были оплотом либеральных тенденций, которые повлияли на формирование идеологических взглядов молодого поколения поляков.

Борьба за Польскую школьную систему была чрезвычайно трудна в захваченной Пруссией части Польши из-за хорошо организованных механизмов подавления и контроля.

Деятельность в сфере образования в основном происходила на базе легальных организаций, таких как Общество народного образования (1872-1878), а также Общество народных библиотек (с 1880 г.). Небольшая группа польских депутатов оказывала давление на прусский парламент и одновременно информировала европейскую общественность о нарушениях условий Венского Конгресса. Ввиду усиливающегося давления германизации была организована тайная деятельность по самообразованию. Уже в 1860 г. Национальное общество стало инициатором организации кружков по взаимному совершенствованию для польской молодежи в немецких школах грамматики.

К концу столетия польские дети были лишены права молиться на польском (ранее польский язык был полностью удален из школы). Это вызвало открытые протесты со стороны родителей и детей во Вжесне в 1901 г. Вскоре эти протесты охватили Великую Польшу, Силезию, Померанию и территории, которые немцы считали полностью ассимилированными.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  Следующая > В конец >>