Развитие образования в Польше
Внезапная смерть Казимира Великого в 1370 г. приостановила работы по строительству университета. И только во времена королевы Ядвиги, которая заняла польский трон в 1384 г., было закончено строительство университета. Обновление университета произошло в 1400 г. во времена господства Владислава Ягайло, который стал королем Польши и Литвы. Он оживил деятельность университета созданием факультета богословия, главной задачей которого стало обучение духовенства, необходимого для насаждения христианства в Литве. Это были времена наивысшего расцвета Краковского университета, продолжавшегося все XV столетие.
Структура Польского общества в средние века соответствовала структуре общества Западной Европы. Сложились типичные сословия, каждое из которых создавало и свою собственную систему образования. Помимо школ, предназначенных в основном для всех сословий, развивалось такая форма обучения, как «образование вне дома». Оно заключалось в том, что сына рыцаря отправляли в поместье к старейшине, а сына горожанина - в мастерскую ремесленника, где на основе хорошо подобранной системы социальной адаптации их готовили к жизни. Решением Рыцарей Круглого Стола в образование рыцаря входило овладение семью гуманитарными науками (искусствами) и семью добродетелями. С другой стороны, сын ремесленника видел больше пользы в практическом образовании, чем в обучении в латинской школе. Как образование рыцаря (паж, оруженосец, рыцарь), так и образование ремесленника (ученик, подмастерье, мастер) осуществлялось на трех уровнях и было тесно связано с нравственным воспитанием.
В средние века Польское государство достигло уровня развития западных цивилизаций, особенно после принятия христианства. Польша приняла образовательную систему, связанную со структурами церкви и систему неформального образования, связанную со светскими организациями. В связи с тем, что церковные школы были открыты для всех сословий, обучение латинскому языку дало возможность образованным людям приобщиться к духовному миру Запада, и язык этот был не только языком церкви, но также языком права, дипломатии, литературы и науки.