Развитие образования в Польше
Польский язык стал средством обучения, а латинский язык потерял свое привилегированное положение. Наряду с гуманитарными предметами, отводилось важное место изучению математики и естественных наук (на которые приходилось 50% учебного времени). В учебный план были включено изучение и ориентированных на практику предметов, например, таких, как сельское хозяйство, садоводство, гигиена, история искусств и ремесел. Процесс образования, как предполагалось, должен был быть направлен на формирование патриотического и гражданского отношения и готовить студентов к активному участию в общественной жизни. Наряду с духовным миром образование, должно было формировать и физический облик учащегося.
В Акте подчеркивалась важная роль физической культуры, потому что «человек не может быть счастливым, не может обладать просвещенным интеллектом, храбростью духа, легкостью в выполнении своих полномочий, умениями и навыками в выполнении своих профессиональных обязанностей - без сильного и хорошо сложенного тела».
Важное значение Эдукационной Комиссии заключается, прежде всего, в подъеме польской системы образования из состояния упадка и отсталости, и в осуществлении реформ, основанных на передовых идеях эпохи Просвещения. Комиссия приняла такие принципы эпохи Просвещения, как национальный и светский характер в системе образования. Это гарантировало доминирующую роль польского языка в обучении, и позволило пересмотреть учебные планы, сориентировать их на практическое и светское обучение. Падение Польского государства в 1795 г. прервало процесс реализации реформ, начатых Комиссией. Несмотря на это она сыграла очень важную роль в интеллектуальном и моральном возрождении Польской нации.
В 1795 г. Польша была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Южная часть Польши отошла Австрии, северные и западные земли - Пруссии, восточные - России. В 1807 г. Наполеон создал из части польских земель Варшавское княжество. Проблемами образования стала заниматься Палата по образованию, основанная по образцу Комиссии по национальному образованию. По предложению Палаты в 1808 г. был принят закон «Об организации городских и сельских школ», созданный на основе педагогических идей Просвещения.