Развитие образования в Польше
Реформация как социальное и религиозное движение разрушила существующее религиозное единство Европы. Это коснулось также и
Польши, затронув почти все регионы страны. Здесь протестантское движение, как и во всей Европе, разделилось на несколько течений: лютеранство, кальвинизм, арианство и другие. В то же время, в отличие от других стран, религиозная революция в Польше не вылилась в религиозные войны, и осталась, главным образом, в рамках убеждений и мнений. Польские раскольники сумели учредить «Акт о терпимости» (1573 года) и Документ «О свободе Совести», гарантированный Варшавской Конфедерацией в 1573 г. Благодаря этим законам поляки могли достаточно свободно выполнять свои религиозные обряды вплоть до начала XVII в. Во времена Реформации образование достигло значительного развития. Несмотря на свою короткую историю, раскольнические школы вскоре стали важными центрами образования и культуры.
Первые кальвинистские школы были организованы на юге Польши в середине XVI в. Лютеранские школы создавались в северной и западной частях Польши. Среди хорошо известных академических школ грамматики такие, как школа в Торни (1568), Эльблонге (1535) и в Гданьске (1558). «Моравские братья» организовали несколько школ в западной Польше: Сераков (1650) и Лешно, где Ян Амос Коменский руководил своей школой с 1628 по 1656 гг. И ариане (Польское Братство) учредили Академию в Ракове в 1603 г., которая была известна не только в Польше, но и во всей Европе.
Несмотря на различия, протестантские школы разных направлений имели много общих черт. Это были гуманитарные средние школы, в них преподавали язык, литературу, религию, мораль, давалось художественное и историческое образование, которое часто было националистическим по своему духу. Протестантские грамматические школы, особенно из-за академичности их учебного плана, который включал курсы философии, права и даже медицины, становились интеллектуальными центрами, не только потому, что они давали образование молодежи, но и благодаря успехам в развитии и популяризации некоторых областей знания, а также своей издательской деятельности.