Развитие образования в Польше
Накануне первой мировой войны польские педагоги с большим интересом относились к «Новому воспитанию» или «Прогрессивному образованию» как в сфере теории, так и в практике. Идеи нового движения в педагогике Польши распространялись благодаря многочисленным переводам западноевропейской литературы. Польские периодические издания, например «Школьная реформа», «Педагогическое движение и музеи» в Кракове, также как «Новые направления в образовании» играли существенную роль в распространении идей прогрессивной педагогики. Это явилось стимулом для проведения педагогических экспериментов в образовательных центрах, школьных семинарах, реорганизованных грамматических школах, школьных коммунах, и т.д. В то же время шла подготовка проектов образовательной реформы для независимой Польши. Широкомасштабные дискуссии по новой структуре польского образования проводились на конференциях преподавателей из российской и австрийской зон. Основы, которые были тогда заложены, стали отправной точкой в создании образовательной системы в освобожденной и независимой Польше.
В 1918 г., после 123 лет иностранного вторжения, Польша восстановила свою независимость. Ситуация в образовании в воссоединенных частях страны не была одинаковой. Школьные системы, унаследованные от России, Пруссии и Австрии, были различными, и школьные традиции были разными. Самой важной задачей молодой страны в области образовательной политики было введение единой школьной системы, стандартизация методов обучения, и, по крайней мере, частичная компенсация отрицательных последствий времен раздела. Было очевидно, что образовательные системы и учреждения, поскольку они находились в различных зонах разделенной Польши, существенно отличались. Интеграция этих областей требовала чрезвычайного напряжения.
Следует иметь в виду, что, помимо недостатка строительных материалов, различного рода оборудования и даже трудовых ресурсов, образовательные ситуации в трех зонах «воспитали» различное отношение к общественному образованию.