Развитие образования в Польше
В начале своей деятельности Комиссия была занята организационной и программной работой, связанной с принятием и открытием школ всех уровней, а таюке с разработкой необходимых инструкций и педагогических требований. Важным делом было создание Общества книг для начальной школы в 1775 г., которое в определенной степени было педагогическим отделом Комиссии.
Следующим шагом Комиссии стала реформа университетов в Кракове и в Вильнюсе. Реформирование обоих университетов заключалось в замене старой модели научных исследований и чтения лекций новыми, соответствующими философии эпохи Просвещения. В составе университетов появились еще два колледжа: физический, включивший точные и естественные науки, и духовный этический для изучения социальных и гуманитарных наук. Лекции читались на польском языке, академический состав преподавателей был заменен молодыми польскими учеными, получившими образование за границей; были модернизированы условия для проведения исследовательских работ, были также построены новые колледжи, астрономические обсерватории, клиники, ботанические сады и учебные колледжи для будущих преподавателей средних школ.
В это же время в Варшаве шла интенсивная работа над законом об образовании. В результате в 1783 г. были опубликованы «Акты Эдукационной Комиссии, написанные для академических профессий и для государственных школ содружества наций». В них была определена иерархическая система управления образованием. Во главе этой системы была Комиссия, и два университета непосредственно подчинялись ей. Они получили новые названия: Главная королевская школа и Главная школа Великого Герцога Литовского.
Важным положением Акта было создание академической, или преподавательской, профессии, для которой была четко определена система прав и обязанностей. Все преподаватели средней школы и академические преподаватели, как светские, так и духовные, принадлежали к академической профессии. В число академических профессий не включали преподавателей приходских школ.