Развитие образования в Польше
Задача создания системы образования в ставшей независимой Польше была поэтому очень трудной. И дело было не только в материально-технических административных проблемах, но и в весьма разнящихся между собой программах образования, требовавших внимательного рассмотрения, и в том, что значительную часть населения следовало убедить в ценности образования.
Школьные реформы, предпринятые после 1918 г., могут классифицироваться как составляющая двух основных философско-идеологических течений: прогрессивно-социального и консервативно националистического. Для первого основным является реформирование и демократизация общества; обычно это проявляется среди социалистов и в значительной степени среди крестьянства. Границы между прогрессивно-социальным и консервативно-национальным течениями достаточно условны - хотя бы потому что с одной стороны, крестьяне продемонстрировали желание иметь эгалитарную и демократическую систему, но, с другой стороны они настаивали, чтобы она отражала их религиозные убеждения. Составной частью образовательных концепций националистов были традиции римской католической церкви.
После 1926 г. и почти до 1935 г. выявился третий вариант, и это был, возможно, синтез двух предыдущих идеологических течений. Он нашел выражение в «новой педагогике», которая целями обучения и воспитания провозглашала как социальные реформы, так и национализм. Ее критики, однако, видели в этом шаги к фашизации польского государства.
Обучение во всех государственных школах, на всех уровнях должно было быть бесплатным, Конституция 1921 г. не сумела обеспечить сельское население гарантиями каких-либо прав на получение образования того же качества, которое было обеспечено городским жителям. Фактически Конституция усилила понятие принудительного или обязательного посещения, но сохранила право государства определять «время, местоположение и метод» обучения. Это, очевидно, поставило сельское население в уязвимое положении в отношении общественного образования. В результате, стало невозможно гарантировать бесплатное обучение, особенно на среднем и высшем уровнях, и обеспечивать стипендии для молодежи. Поэтому, в течение всего меж военного периода учащимся приходилось оплачивать обучение, если они хотели учиться в государственных средних, профессиональных и высших школах.