Развитие образования в Польше
Следующая попытка реформирования системы польского образования в Королевстве Польском была предпринята в 50-60-х годах XIX в. Поражение России в Крымской Войне и восшествие на .престол царя Александра II привело к некоторому ослаблению курса русификации. Царь дал разрешение на восстановление в правах правительственной Комиссии по религиозным убеждениям и народному просвещению. Возглавил эту Комиссию А.Виелопольский - представитель той части польского общества, которая занимала мирную позицию по отношению к России. По его предложению был представлен и получил одобрение царя в мае 1862 г. Закон о народном образования в Королевстве Польском. Это относится ко времени, когда в Варшаве впервые было объявлено о полном восстановлении прав польского языка во всей польской системе образования. Начальная школа со значительно расширенным учебным планом (программой) была бесплатной, но не обязательной, потому что российские власти не давали на это согласия. Жесткая (подобная полицейской) система контроля была упразднена. Была создана Главная Школа (Университет был закрыт после событий 1831 г.), и она скоро стала центром научной мысли и распространителем позитивистских идей. Многие польские интеллектуалы, получили образование в Главной Школе, которая просуществовала недолго с 1862 г. по 1869 г.
Поражение Январского восстания 1864 г. создало условия, при которых реализация школьной реформы стала невозможной, и к тому же начал нарастать процесс русификации польского общества.
Вторая волна репрессий охватила все уровни образования, и она выразилась в полном устранении польского языка, истории, географии и литературы из учебных программ. Уровень начального образования значительно понизился и неграмотность населения стала массовой -83% от общего населения Польши в 1886 г. Закрытый в 1869 г. Польский университет сменил Императорский университет Варшавы, где средством обучения стал русский язык, научный же уровень преподавания был весьма посредственным. Образовательная система особенно подвергалась репрессиям к конце XIX — начале XX вв., когда любое проявление польского духа в школе преследовалось. Такая система образования сохранялась до Первой мировой войны.