Развитие образования в Польше
С начала 70-х годов государственные деятели в области образования, а также педагоги постоянно обсуждают радикальные структурные и содержательные реформы всей школьной системы. Существовало устойчивое мнение, что общая средняя школа не должна следовать за изменениями, вызванными научными и технологическими революциями. Поэтому со времен реформы 1961 г., школьная система в Польше фактически осталась неизменной до настоящего времени. Даже недавние политические и экономические преобразования не вызвали каких-либо существенных изменений в ее структуре.
Одной из доминирующих особенностей развития образования в Польше в период строительства социализма было широкое распространение среднего образования. В 1987 г. только 12 000 (около 5%) от общего количества 506 000 учащихся, окончивших начальную школу, не продолжили свое образование в средней школе. Однако хотя социалистическая идеология и подчеркивала равенство образовательных возможностей, наблюдалось преимущество, которым обладали дети из семей интеллигенции над детьми крестьянского происхождения. Социально-политическая система поощряла развитие образования в городах. В то же время можно было обнаружить населенные пункты, где поступление детей в высшие учебные заведения было затруднено.
Учащиеся низших профессиональных школ или даже те, кто закончил полную среднюю профессиональную школу, далеко не всегда могли получить высшее образование. Относительно низкий стандарт общего образования в этих школах, создавал трудности для их выпускников, они не были должным образом подготовлены к университетскому вступительному экзамену. Следовательно, те, кто обучался в профессиональных школах, оказывался отсортированным в не элитные школы или в учреждения, которые формировали из них работников физического труда или производственных рабочих. Необходимо подчеркнуть, что свыше 70% населения каждой возрастной группы не имели возможности получить высшее образование, так как они посещали учебные заведения с низким уровнем образования.