Развитие образования в Польше
Законопроект «О структуре школьной системы» (1932) устанавливал общую универсальную основу начального семилетнего образования. Предполагалось, что новая система должна начать действовать в ближайшие несколько лет, но из-за экономических трудностей реформу пришлось отложить. Можно сказать, что реформа была последним усилием, которое могло бы исправить несправедливость в системе образования. Но этот «сдвиг», так и не нашел свой путь с верхушки общества к низшим его слоям. Условия, в которых находились крестьяне и группы меньшинства, не были улучшены. Законы были приняты, но их выполнение наталкивалось на серьезные препятствия.
Структурными основами школьной системы были следующие: бесплатное, обязательное образование, «идеально» однородный семилетний общий период начальной школы. Реформа предусматривала четырехлетние детские сады и различные уровни средней и высшей, а также профессиональной школ. Общая начальная школа оставалась «ядром» образования. Это был уровень, доступный большинству населения. Теоретически после завершения программы обязательной начальной школы ученики могли перейти в четырехлетнюю академически ориентированную школу - гимназию или среднюю школу, а затем - в лицей, чтобы проучившись еще два года перейти в одно из учреждений высшего образования.
Следует подчеркнуть, что возрождение независимой Польши проходило в условиях военного брожения, когда все установившиеся традиции и признанные несомненными факты политической и социальной теории и практики подвергались сомнению. Образование было областью, в которой эта неурегулированность и обеспокоенность была особенно ярко выражена. Период между войнами был насыщен проектами школьных реформ, касающихся структуры-школьной системы, предметов и методов обучения.
В сентябре 1939 г. Польша была захвачена фашистской Германией. Советская армия вторглась в Западную Украину и Западную Белоруссию и таким образом заняла эти восточные польские территории. Немцы включили северные и юго-западные части в состав Рейха.