Развитие образования в Польше
В течение последних десятилетий значительно увеличилось число низших профессиональных школ, и технических средних школ. Их посещали, в основном, только мальчики из рабочих семей. Эти школы за 2-3 года давали молодым людям профессию. Девушки отдавали предпочтение лицеям.
В результате такой практики значительно увеличились возможности получения высшего образования девушками, составляющими большинство учащихся общих средних школ.
В течение почти полувека система образования в Польше была достаточно централизована. Более того решения принимались не в Министерстве национального образования, а в Центральном комитете польской объединенной партии. В задачи Министерства входило выполнение директив, приходящих из центра. На местном уровне самостоятельные решения по вопросам школьного управления или по учебным планам не принимались. Фактически школы были больше связаны с политической и идеологической системой, чем с научными и технологическими достижениями. Чрезвычайная однородность и отсутствие внутренней дифференциации среди школ одного типа не только сдерживали педагогические инновации, программные и методологические инициативы, но в то же время понижали качество образования.
На уровне учебного процесса деятельность школы была сконцентрирована, в основном, на передаче базовых знаний и на вооружении учащихся пониманием главных направлений развития научного знания. В школах слабо применялись активные методы обучения, что мешало учащимся соприкасаться с богатым миром реальных явлений. Довольно редко школьникам приходилось участвовать в подлинно научном эксперименте, который обеспечивал бы им понимание и участие в реальной действительности. Обычно содержание обучения ограничивалось вербальным воспроизведением учебных программ и в лучшем случае некоторым их обогащением.
В период социализма централизованная школьная система недостаточно четко реагировала как на новые тенденции и усовершенствования, продиктованные научным, технологическим и экономическим прогрессом, так и на изменения на рынке рабочей силы. Тот факт, что начиная с 70-х годов Польша вступила в период интенсивного экономического развития, не оказал влияния ни на модель современного рабочего, ни на его подготовку.