Развитие образования в Польше
В соответствии с новой образовательной политикой школы должны стать местом, где соблюдаются права человека и применяются плюралистические подходы к любой сфере социальной жизни. Такая политика стала обязательной для Польши после того, как страна в 1991 г. стала членом Совета Европы. С тех пор происходят заметные изменения в образовательной доктрине — от адаптационной, которая преобладала в прежней политической системе, к критической модели образования, которая поощряет инновации и творчество. В этой связи пересмотру подверглась ценностная система и теория целей образования и воспитания. Произошла переориентация на человека. Воспитание и образование приобрели личностно ориентированный характер.
Очевидно, что особое внимание должно быть уделено изменениям в сознании и адекватной оценке глобальных человеческих проблем и соотнесению этих моментов с вопросами, особенно близкими каждой нации - это культура, традиции и язык.
В период социализма существовало расхождение между официально декларируемыми и реальными ценностями. Интернационализм, равенство всех людей, солидарность с угнетенными людьми и теми, кто борется за свою свободу, были краеугольными камнями идеологической пропаганды. Фактически же не исчезли расовые, религиозные, национальные и этнические настроения и предубеждения. Напротив, они существуют и ныне, по мере ухудшения экономических условий в стране проявляются все более резко.
Современные польские реформаторы поощряют изменения в методах, средствах и организации образования - особенно поощряется познавательная деятельность школьников в формальном и неформальном образовании. Широко развивается диагностическая деятельность в школах, консультирование, подготовка к самостоятельному обучению, эффективному и рациональному выбору, использованию информации. Важная задача, стоящая перед действующей образовательной системой -это решение коммуникационных проблем, возникающих в информационном обществе.