Развитие образования в Польше
Большинство последних образовательных инициатив и изменений основаны на Законе о системе образования, принятом польским сеймом 7 сентября 1991 г. Согласно этому закону школа принадлежит обществу и даже скорее общине, чем государству, и в ее задачи входит прежде всего формирование личности, а затем уже члена малых или больших групп, коллективов. В этом смысле школа - социальный посредник: она готовит молодежь к ответственной самостоятельности. Ее главная задача - готовить молодежь к взрослой жизни.
Современная школа должна создавать равные возможности для всех, но в то же время как демократическое учреждение, она берет ответственность за принятые учащимися собственные решения и правильный выбор, «Образование, - как поясняется в недавнем политическом комментарии, — рассматривает идею формирования личности в ее способности участвовать в социальной и культурной жизни общества и в ее выборе того, что должно быть сделано для улучшения жизни ее и других людей». Иными словами, образование - процесс воспитания, обучения/учения личности в том, как участвовать в жизни и как делать выбор.
Социальные и политические изменения в Польше создают возможность для преодоления одного из наиболее существенных недостатков образовательной системы. С 1989 г. роли школы в подготовке молодежи к жизни в демократическом обществе придается приоритетное значение как на уровне правительственной, так - и неправительственных программ. В первую очередь, особое внимание уделяется содержанию образования, которое деидеологизируется. Принимаются меры, имеющие целью снизить перегрузку учебных планов за счет усиления их гибкости.
Был определен минимум знаний, обязательных для всех учащихся. Около 30% учебного времени предоставляется в распоряжение учителя, который использует его по своему усмотрению.