Развитие образования в Польше
В начале раздела Польши российские власти в целом следовали постановлениям Венского Конгресса, согласно которым должно было осуществляться постепенное развитие социальной жизни. Его символом должно было стать успешное развитие образования. Но после поражения ноябрьского восстания 1830 г. начались репрессивные меры. Научные учреждения, в том числе Варшавский университет были закрыты, и началась русификация системы образования. Самым ярким примером ограничения роли образования стала отмена обязательного образования, которая снизила образовательный уровень польского населения.
На всех захваченных территориях система образования утратила национальный характер, что угрожало жизнедеятельности польского общества. В такой ситуации поляки пытались использовать любую возможность, которая помогла бы им сохранить национальный характер польских образовательных учреждений. Такая возможность представилась в Литве, которая была частью Российской Империи. Либерально настроенный царь Александр I, следуя мнению своих советников, в числе которых был принц Адам Чарторыский, провел реформу образовательной системы, в основе которой лежали модели Эдукационной Комиссии. В соответствии с этой реформой было организовано несколько школьных округов, одним из которых был школьный район Вильнюса. Его главным куратором стал Адам Чарторыский; Вильнюсская Академия стала учреждением, в подчинении которого находилась система образования прилегающей территории. Это был достаточно благоприятный период в истории развития и университета, и всей системы образования, которая оставалась под контролем поляков. Университет стал центром научной мысли и местом, где разрабатывались новые направления в литературе. Здесь учились и начинали свою литературную деятельность Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий - наиболее выдающиеся польские поэты романтического периода. Учился в этом Университете Игнац Домейко - инженер, известный как специалист, осуществивший преобразование промышленности в Чили и во многих других странах,.