Развитие образования в Польше
Важным достижением в работе Национального школьного совета была организация семинаров для преподавателей. Эти семинары, несмотря на многочисленные недостатки, создали условия для обучения педагогических кадров, необходимых для работы в начальных польских школах. Работа средних школ основывалась на классической программе, как и в Западной Европе. Их существенное развитие создавало условия для поступления в них молодежи из всех социальных слоев общества, значительный процент составляли сыновья сельских жителей. С другой стороны, Галиция с ее плохо развитой индустриальной инфраструктурой не могла создать благоприятные условия для развития профессионального образования.
Политические привилегии, существовавшие в Галиции, создали возможности для развития научной деятельности, которая была сконцентрирована во Львове и Кракове (университет и Академия образования). В университетах Галиции обучалась молодежь из всех областей Польши. Это давало возможность профессорам из других зон проводить исследовательскую работу. Развитие социальной жизни в Галиции во второй половине XIX в. создавало условия для формирования общества, обладающего высоким чувством национальной идентичности.
Школьная система в Галиции во второй половине XIX в. оказалась более способной выполнять свои образовательные задачи в соответствии с потребностям нации по сравнению с системой образования, существовавшей на польских землях, занятых Россией и Пруссией.
Борьба за национальную школьную систему шла во всех трех зонах разделенной Польши. В каждой зоне она происходила без достаточной научной и материальной поддержки, но везде отражала стремление польского общества сохранить национальное своеобразие. Особенно ярко в этом плане проявилась деятельность С.Сташица (1755-1826). Он был членом Палаты по образованию, президентом Общества друзей науки в Варшаве и одним из основателей университета в Варшаве. Он был представителем педагогической науки эпохи Просвещения и его деятельность в сфере образования нашла отклик среди буржуазии и зажиточных горожан.
Если в начале XIX в. педагогическая мысль все еще развивалась под влиянием идей эпохи Просвещения, то позже она обратилась к педагогической мысли Западной Европы XIX в., - Песталоцци, Фребеля, Дистервега и Гербарта.