Развитие образования в Польше
Социальные изменения, произошедшие в Польше в середине XVIII в., создавали благоприятный климат для формирования идеи создания национальной системы образования. В последующие годы XVIII века принятие новых философских направлений и научных достижений в Польше достигалось различными способами. Обучение поляков за границей и иностранцев в Польше имело важное значение. Зарубежная литература, особенно французская, представлявшая различные сферы знания, также поступала в Польшу. Энциклопедия Дидро и Даламбера была хорошо известна в Варшаве. Она появилась в Польше в то же самое время, что и во Франции. Кроме того, польские периодические издания публиковали информацию о социальных, экономических и философских теориях.
Правление Станислава Понятовского создавало благоприятный климат для превращения поляков в информированную нацию. Сам король был хорошо образован, он был поклонником искусств и поддерживал рациональные идеи эпохи Просвещения. Имея поддержку среди своих приближенных, он сумел провести необходимые государственные реформы. Реформам в области образования способствовали следующие обстоятельства: первое - раздел Польши (1772) между Россией, Пруссией и Австрией, а также роспуск ордена иезуитов (1773). Раздел Польши задел достоинство поляков, заставив их осознать необходимость внутренних перемен. Роспуск ордена иезуитов папой римским Клементом XIV, поставил два насущных вопроса (требовал ответа на два основных вопроса): что делать с собственностью иезуитов, и кто должен нести ответственность за все колледжи распущенного ордена. Сейм после долгой полемики принял решение создания Эдукационной Комиссии (1773).
Согласно решению Сейма, наряду с пост-иезуитскими школами, все общие академии, грамматические школы, академические колонии, общественные школы, без исключения, подчинялись Комиссии. Комиссия была органом Сейма и несла за все ответственность. Она имела характер государственного учреждения, которое обладало компетенцией в сфере управления финансами, разработки образовательных актов, руководства школами и т.д. В то же время это было учреждение педагогического характера, потому что оно определяло направление дидактической и образовательной работы, имело дело с обучением и повышением квалификации преподавателей, изданием учебников, контролировало качество работы в школах.