Развитие образования в Польше
Деятельность пиаристского священника, Конарского (1700-1773), сыграла важную роль в совершенствовании польской системы образования. С 1725 г. он учился в Римском университете. Там он имел возможность изучить образовательные системы Франции, Австрии и Германии и пришел к выводу о необходимости образовательных реформ в Польше. После возвращения в страну он присоединился к группе, собравшейся вокруг семьи Чарторыских, и стал заниматься политической деятельностью.
Церковные власти назначили Конарского на должность руководителя колледжа для молодого поколения дворянства. Конарский, хорошо понимая внутреннюю ситуацию, превратил свою школу также в центр обучения просвещенных вельмож, которые были преданы интересам государства и нации и были способны управлять страной. Он открыл дорогу для последующих образовательных реформ, которые были осуществлены Эдукационной Комиссией.
В 1765 г. в Варшаве была основана школа, исповедующая идеи педагогики эпохи Просвещения. Это была «Школа рыцарей», основанная последним польским Королем Станиславом Понятовским. Обучение в «Школе рыцарей» осуществлялось по двум направлениям: политико-правовому и военному. В соответствии с обязательным Моральным катехизисом, опубликованным в 1774 г., кадет-курсант «должен иметь перед глазами любовь, божий трепет и преданность католической религии; он должен любить свою Родину и больше всего желать ее благосостояния, и он должен быть готов посвятить свою жизнь служению ей». За 30 лет своего существования школа обучила 950 курсантов (кадетов), среди которых были деятели польского Просвещения, энергичные военные люди и творцы культуры.