Развитие образования в Польше
Протесты продолжались до 1907 г., в некоторых провинциях в них принимали участие до 90% школьников. Многочисленные репрессивные меры, которые обрушились на детей (физическое и психологическое наказание) и родителей (тюремное заключение, штрафы, потеря работы) привели к слому забастовки. Между тем, это имело широкие последствия в Европе, привлекло внимание общественного мнения к нарушению немцами прав поляков.
История образования в австрийской зоне Польши может быть разделена на два периода: доавтономный (1772-1867) и автономный (1867— 1918). Конец XVIII и первая половина XIX в. были очень неблагоприятными периодами для польской системы образования. Поскольку образование на территории, о которой идет речь, не было охвачено соответствующими реформами Комиссии по национальному образованию (эта территория была вне границ Польского Содружества наций), образование оставалось на низком дидактическом уровне. Императрица Мария Терезия и ее преемники сумели установить контроль над всеми сферами социальной жизни, включая образование.
В 1774 г. на территории всей монархии была проведена реформа начального образования, разработанная аббатом Фелбигером. Она придала школам статус государственных учреждений, и немецкий, как обязательный язык, на котором велось преподавание, стал предвестником широко распространяющейся германизации населения Следующим шагом на пути к подчинению образовательной системы был так называемый Политический Закон для немецкой народной школы (1805), который придавал народным школам типично немецкий характер. Но практические решения не следовали за правовыми предписаниями. Австрия не имела намерений вкладывать инвестиции в эту отдаленную страну, рассматривая ее как временно захваченную территорию. В этом была причина низкого экономического уровня страны и низкого уровня культурной жизни. В начале XIX в. только небольшой процент детей посещал обязательные народные школы. В такой ситуации школа не могла исполнять миссию германизации, но в то же самое время она и не обеспечивала начальное образование для определенных социальных групп.