Развитие образования в Польше
Политика Вены в отношении средних школ оказалась столь же гибельной. Некоторые из них были закрыты. На базе философских курсов во Львове, император Иосиф II основал в 1784 г. университет, который стал не центром научной жизни, а средством германизации. Процесс германизации также охватил и университет в Кракове, восстановленный в 1815 г., когда он стал научным центром Краковской республики, созданной Венским Конгрессом. Содружество наций оживило общество в области образования в течение короткого времени, но это было прежде, чем Галиция получила автономию и новые перспективы для системы образования были открыты.
Галиция сыграла важную роль в развитии польской системы образования. В 60-х годах XIX в. ей вместе с другими странами Габсбургской монархии была предоставлена автономия, в том числе в сферах образования, науки и культуры, столь важных для сохранения национальной идентичности. В соответствии с положениями австрийского школьного Закона 1869 г., школам разрешалось вести преподавание на родном языке. В 1866 г. местный сейм, который был законодательной властью в Галиции, создал Национальный школьный совет и начал работать над совершенствованием системы образования. После долгих дискуссий Сейм в 1873 г. утвердил три закона о школе: «Об учреждении и руководстве общественными народными школами и об обязательности обучения в них»; «О правах преподавателей в общественных народных школах» и «О руководящих органах окружных и районных народных школ». Эти законы создавали юридическую основу для функционирования народных школ, которые получили статус государственных учреждений, дающих возможность всем детям получить бесплатное обязательное образование. Идея народной школы соотносилась с европейской моделью общего образования, дающего базовые знания для дальнейшего образования. Школа должна была иметь национальную письменность, что было определено учебными программами. На практике, однако, условия выполнения школьных законов были в значительной степени ограничены в результате действий, предпринятых консервативными политическими группами, опасающимися радикализации общества и появления в среде молодого поколения атмосферы, одобряющей независимость.