Развитие образования в Азейборжане
В общеобразовательной школе - начальной и средней - пересмотрены учебные планы, заново написаны программы, учебники по гуманитарным предметам, в которые включен более широкий, чем прежде материал по истории, географии, литературе Азербайджана. В содержание обучения включены предметы, необходимые сегодня для развития экономики страны - менеджмент, компьютерная техника и др. Подготовлены государственные стандарты общего, среднего образования. Обновлены все учебники для I—IV классов, наполовину обновлены учебники V-XI классов общеобразовательных школ, впервые подготовлены учебники и учебные программы для специализированных школ.
Понятно, что обновление содержания образования и методов обучения вызвали необходимость совершенствования психолого-педагогической подготовки учителей.
Подготовка кадров проводится в профессионально-технических учебных заведениях: в 71 профтехшколе сегодня обучается около 10 000 человек и более 5 000 - в 78 средних специальных учебных заведениях.
В настоящее время система образования республики имеет широко развитую сеть, состоящую из 7 135 общеобразовательных учреждений. Из их 1918 - дошкольных, 4 977 - общеобразовательных школ, 47 -профессиональных лицеев, 71 - профессионально-технических школ, 78 -средних специальных учебных заведений, 44 - высших учебных заведений, в числе которых 16 негосударственных высших учебных заведений.
В дошкольных учреждениях работает 25 000 человек, более 183 000 - в общеобразовательных школах, около 10 000 человек преподает в лицеях и профессионально-технических школах и около 189 000 - в высших учебных заведениях. Сегодня в основном сохранилась система народного образования, которая сложилась в годы советской власти. Однако имеют место и существенные изменения - появились частные высшие учебные заведения, более чем вдвое увеличилось число высших учебных заведений и почти вдвое - число обучающихся в них студентов. Число общеобразовательных школ увеличилось на 500; число учащихся в них стало больше на 300 000 человек. Заметные изменения произошли в сфере высшего образования. Если в 1989 г. было 18 высших учебных заведений, где обучались 105 000 учащихся, то сегодня - 44, в том числе 16 негосударственных. В системе профессионально-технических заведений появился новый тип - лицей. В этих и других звеньях народного образования готовятся специалисты, в которых республика испытывает сегодня острую нужду.