Развитие образования в Азейборжане
Помимо толкования текстов Корана, преподаватели читали лекции на богословские и научные темы. Большое место в обучении занимала самостоятельная работа. Учащиеся, как правило, жили в медресе.
Опыт работы мектебов и медресе Азербайджана был обобщен в отдельных руководствах, чтобы его могли использовать другие преподаватели. Подобным обобщением является, например, труд историка XIV в. Мухаммеда Хиндушаха Нихичевани «Дастур аль катиб» («Руководство для писца»).
В XV-XVII вв. значительно выросли города, развивалась торговля. По мере распространения ислама необходимость в духовенстве увеличилась, поскольку на него возлагались и мирские дела: регистрация рождения ребенка, регистрация браков, сопровождение покойников. Росла потребность в грамотных людях. Правителям нужны были писари (мирзы) для ведения делопроизводства во дворцах и провинциальных управлениях, придворные поэты и звездочеты; местным феодалам — грамотные сборщики налогов, купцам - грамотные люди для ведения торгового делопроизводства. Все это способствовало увеличению количества школ, особенно в крупных городах.
В XVII в. в крупных городах росло число мектебов и медресе. По свидетельству турецкого путешественника Челеби, в 1647 г. в Тебризе было 47 крупных медресе, в которых изучалось мусульманское богословие и различные светские дисциплины. Здесь преподавали выдающиеся ученые и высшие духовные лица. Кроме того, в Тебризе было около 600 мектебов. Многие из них носили имена своих учредителей и содержателей.
Описывая город Шемаху, Челеби указывал, что в нем имеется 7 медресе и 40 мектебов. Срок обучения в этих учебных заведениях зависел от способностей учащихся и подготовки учителей. В мектебах обучались 6-8, а в медресе и 15-20 лет. Твердых правил приема и выпуска не было, и многое зависело от усвоения программы.