Развитие образования в Азейборжане
Стихи Низами азербайджанцы знали и знают наизусть. Нравственным качествам его героев подражало не одно поколение. Его творчество и наследие подкрепляет правоту слов поэта Ширвани: «Не каждый воспитатель может быть поэтом, но каждый поэт должен уметь воспитывать».
Поэмы Низами на протяжении веков использовались в качестве учебников, в которых в форме прекрасных стихов представлены мудрые наставления поэта.
Одновременно с Низами жил и другой поэт Мухаммед Насреддин Туей. Он родился в Южном Азербайджане (Иран), начальное образование получил в семье, затем продолжал свое образование в Нишапуре, изучая не только религию, но и математику, философию, естествознание. Он создал первую обсерваторию (1259), при которой была учреждена академия, открыты больница и библиотека, в последней было более 400 000 томов рукописей. В этот центр науки были приглашены ученые из Китая и Монголии, наряду с учебной проводилась и исследовательская работа.
По сложившейся на Востоке традиции Туей адресовал свои дидактические стихи родителям и учил их средствами поэзии воспитывать молодежь. «Ребенку, — писал он, — нужно давать заучивать наизусть мудрые изречения и стихи «воспитывающего характера». Помимо таких стихов, он оставил педагогические трактаты «Основы приобретения знаний», «Воспитание учащихся». «Этика Насири» и др. На протяжении веков эти трактаты использовались в качестве учебников для будущих учителей в мектебах и медресе.