Развитие образования в Азейборжане
Огромное влияние на развитие педагогической мысли в Азербайджане, бесспорно, оказал один из образованнейших людей своего времени Низами Гянджеви. Он родился в Гяндже, учился в медресе. Самостоятельно изучил философию, историю, религиозное право, логику, астрономию. Свободно владел азербайджанским, арабским, фарсидским, а также языками народов Закавказья.
В обширном наследии, оставленном мыслителем, мировую известность приобрела его «Пятерица», состоящая из пяти поэм: «Хосров и Ширин», «Лейла и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-Неме», посвященная Александру Македонскому, и «Сокровищница тайн». В этих произведениях, переведенных на многие языки мира, проблемам воспитания посвящены специальные разделы под названиями «Наставление сыну», «Назидание Мухаммаду Низами». Пафос обращения к сыну, а через него и ко всей молодежи, наполнен мыслью - овладевайте знаниями, науками, ибо нищи духом те, кто далек от света разума.
Низами создает образ идеального человека, которому должен следовать его сын и все молодые люди. Прежде всего он воспевает людей труда, выступает против насилия, порицает жадность, несправедливость. Идеальным человек может стать только в том случае, если его помыслы будут обращены к знаниям, науке, учебе, которая тоже является огромным трудом. Геометрия, астрономия, математика, логика и философия, чтение классиков арабской и фарсидской литературы - таков перечень знаний, которыми обязан овладевать каждый, причем, на протяжении всей своей жизни. Обращаясь к мудрости Аристотеля и Сократа, которым он посвящает специальные разделы своих поэм, Низами являет собой образ глубоко интернационального человека. Героями его произведений являются не только греки, пред мудростью которых он склоняет свою голову и требует от сына глубочайшего к ним уважения и поклонения. Это и азербайджанцы, и персы, и китайцы, и египтяне и многие другие. Низами игнорирует их религиозную принадлежность.