Развитие образования в Азейборжане
Азербайджанские просветители понимали, что без образования и воспитания народа в духе, соответствующем новому времени, страна не сможет преодолеть свою косность и отсталость.
Одной из актуальнейших и специфических проблем образования в Азербайджане является проблема подготовки рабочей силы для страны, богатой полезными ископаемыми, особенно, нефтью. Россия также, как и другие развитые европейские страны, надеялась в Азербайджане получить высокие прибыли за счет эксплуатации природных богатств страны и дешевой рабочей силы. Русские фабриканты отлично понимали, что без начального образования рабочих, без повышения их производительности труда нельзя получать желаемые прибыли. В связи с этим в Баку и других крупных городах в начале века появились первые механико-технические средние учебные заведения. Что же касается образования будущих рабочих, то оно находилось в плачевном состоянии.
Видный просветитель, гуманист Гасан-бек Зардаби (1842-1907) писал, что за последние 20 лет XIX в. прирост рабочих в азербайджанской промышленности утроился. И хотя согласно законодательству промышленники были обязаны обучать малолетних рабочих - этот закон повсеместно нарушался. Лишь 0,4% промышленных предприятий имели промышленные школы, 72% работающих на фабриках и заводах детей вообще не посещали никаких учебных заведений. Зардаби обращал внимание на практику Германии и Франции, где к работе допускались только с начальным образованием. И в Азербайджане, писал он, необходимо добиваться таких законов и их реализации в жизни. Речь шла не столько о том, чтобы фабриканты увеличивали свои доходы, а главным образом, о том, чтобы через образование и просвещение народы Азербайджана могли приобщиться к знаниям, идеям национального освобождения, избавления от фанатизма и вступления на путь прогресса и цивилизации.
Этим передовым идеям была посвящена теоретическая и практическая деятельность видных педагогов Султана Меджида Ганизада (1866— 1937), Алексея Осиповича Черняевского (1840-1894), Аббас Кули Баки-ханова (1794-1847) и многих других. В их трудах обсуждались проблемы образования и воспитания, роль образования в общественном развитии, проблемы необходимости экономического, политического и культурного развития страны. Именно в этот период появились первые учебники на азербайджанском языке для будущих учителей, а также учебники по разным школьным дисциплинам.