Развитие образования в Азейборжане
Туей придавал огромное значение воспитанию не только каждого отдельного ребенка, но и всего общества, считая, что сначала следует подумать о моральном здоровье общества, а затем - о поднятии уровня его образованности. Важнейшая роль в деле воспитания принадлежит учителю. Туей внес несомненный вклад в организованную и целенаправленную подготовку учителей, которая прежде осуществлялась бессистемно.
Говоря о целях воспитания, Туей включается в спор между учеными, одни из которых считали, что качества личности являются врожденными (стоики), другие - приобретенными в процессе воспитания (Аристотель), третьи же утверждали, что личность каждого человека формируется им самим. Туей причисляет себя к третьим, при этом подчеркивая, что воспитание играет главенствующую роль в дальнейшей судьбе человека и, следовательно, каждой личности и всему обществу в целом важно дать нравственное воспитание, за которым должно следовать умственное, физическое и эстетическое. Утверждение, что наследственность награждает человека необходимым для общества и для него самого нужными качествами - ошибочно и ложно. Туей развил мысль Аристотеля о важности воспитания, сказав, что результат воспитания зависит от того, какое воспитание получает молодой человек, а также от того, каков сам человек. «Научившись мудрости, люди постепенно овладевают степенью совершенства».
Для целенаправленного, успешного воспитания необходимо изучать математику, естественные науки, языки. Но если не прививать ребенку нравственные максимы - его обучение и воспитание будет безрезультатным. Задача учителя - выявлять способности и склонности ребенка уже в мектебе. А в медресе - следует направить его на изучение тех предметов, которые ему по душе и принесут пользу и ему самому и обществу.